Монастырь Святой Екатерины в Египте

Монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних на земле действующих православных обителей. Расположен монастырь у подножия горы святого Моисея (горы Синай) в южной части Синайского полуострова. Монахи – это, в основном, православные верующие греческого происхождения.

История возникновения монастыря Святой Екатерины.

Более 1400 лет тысячи паломников посещают монастырь святой великомученицы Екатерины. Именно в этой святой обители растет куст Неопалимой купины, в огне которого, согласно библейскому Ветхому Завету, Господь впервые предстал перед пророком Моисеем и передал ему десять заповедей. С III века у подножия горы Хорив (библейское название горы Синай) начали селиться православные монахи, которые жили в пещерах отшельниками и собирались вокруг Неопалимой купины в воскресенье и праздники для совершения богослужений.

В 324 году по просьбе монахов мать императора Константина – святая Елена возвела около Неопалимой купины небольшую часовню в честь Богоматери. А к концу IV века вокруг церкви уже была процветающая монашеская обитель, называемая монастырь Преображения или монастырь Неопалимой купины.

В VI веке византийский император Юстиниан I окружил монастырь крепостными стенами и поместил в нем военный гарнизон для защиты священного места от нападений варваров-сарацинов. Такой укрепленный вид обители сохранился до наших дней. В это же время монахами монастыря были обретены мощи святой Екатерины. В XI веке, когда поклонение святой Екатерины получило широкую популярность, монастырь переименовали в её честь.

Святая великомученица Екатерина.

В 294 году у правителя Конста в Александрии родилась дочь, которую нарекли Доротея. Росла Доротея в роскоши, была замечательно образована, умна и хороша собой. В языческой школе она изучила поэзию, музыку, математику, философию, медицину и астрономию. Многие видные женихи добивались ее руки, но красавица была неприступной – хотела, чтобы суженый был умнее, богаче и красивее ее.

Однажды повстречался Доротее старец-монах, который поведал ей об Иисусе Христе, о христианской вере и таинстве крещения. Жизнь девушки обрела смысл, а душа – веру и покой. После крещения она нареклась Екатериной и стала жить в молитвах, обрученная с Христом.

Египтом в то время правили два императора – Максентий и Максимин. Как-то Максимин приехал в Александрию на большой языческий праздник. Екатерина не могла спокойно смотреть, как народу насаждают поклонение идолам. Она осмелилась явиться царю и призвала его свою спасти душу, обратившись в христианскую веру. Максимин разгневался на Екатерину и заточил ее в темницу. В течение нескольких дней несколько десятков ученых со всей империи пытались доказать Екатерине истинность языческой религии. Напрасно, Екатерина смогла убедить мудрецов в необходимости христовой веры и обратила их в христианство. Соблазнить Екатерину роскошной дворцовой жизнью императору также не удалось. Тогда Максимин приказал подвергнуть Екатерину пыткам и, затем, казнил ее.

После казни тело мученически погибшей девушки ангелы отнесли на гору Синай, где три века спустя монахи обнаружили ее останки и перенесли их в храм при монастыре.

В наши дни, ежедневно, после службы верующие могут подойти к мощам Святой Екатерины. Всем посетителям монахи дарят серебряные колечки с надписью «Святая Екатерина» и изображением сердца.

Историческое и религиозное значение монастыря Святой Екатерины.

Удивительно, что за все время существования монастыря, он ни разу не был захвачен, разграблен или поврежден. Во время завоевания Синайского полуострова арабами пророк Мухаммед покровительствовал монастырю. Постройка мечети на территории обители во времена исламизации Египта, спасла монастырь от разрушения.

Во времена крестовых походов при монастыре был создан рыцарский орден Святой Екатерины для защиты паломников. Тогда же в обители был возведен католический храм.

В XVI веке после завоевания Османской империей Египта турецкие султаны не вмешивались в дела монастыря и признавали особое положение архиепископа Синая.

К началу XVIII века монастырь был известен просветительской и культурной деятельностью далеко за пределами Египта. В Турции, Палестине, России, Румынии и Индии были открыты представительства монастыря Святой Екатерины.

С XIV века у монастыря Святой Екатерины были тесные связи с Россией. В Благовещенском соборе в Кремле находится икона с изображением Неопалимой купины, привезенная в 1390 году из монастыря в Москву. Царь Иван Грозный в 1558 году подарил монастырю златотканое покрывало на мощи святой великомученицы.

Синайский архиепископ в 1619 году приезжал в Троице-Сергиеву лавру и участвовал в молебне перед мощами Сергея Радонежского. Русские цари с начала XVII века на протяжении многих лет оказывали всяческую помощь монастырю Святой Екатерины, присылая в обитель пожертвования. Император Александр II в 1860 году принес в дар монастырю золотую раку для мощей святой Екатерины, а в 1871 году – девять колоколов для новой колокольни.

Во время завоевания Египта Наполеоном в 1797-1804 годах Синайский монастырь оказался под покровительством Бонапарта, который в 1798 году оплатил восстановление северной части обители, поврежденной бурей.

На протяжении 14 столетий монастырь играл важную культурную и духовную роль в жизни христиан и на Востоке, и на Западе.

Постройки и сокровища монастыря Святой Екатерины в Египте.

Среди всех построек монастыря, центральной и самой высокой является трехнефная базилика Преображения. Этот храм богато обустроен: насыщенные сюжеты древних росписей, роскошные светильники и люстры, мраморный пол, перила и оградки из резного дерева, места для сидения (стасидии), древний иконостас. Великолепна мозаика Преображения Господнего, сохранившаяся с VI века.

Вдоль базилики установлено 12 гранитных колонн. Над каждой колонной – византийская икона с изображением святых. В нишах между колоннами хранятся останки святых. Входные двери в храм вырезаны из ливанского кедра, им около 1400 лет.

В алтаре храма находятся два серебряных ковчега с мощами святой Екатерины. Люди со всего мира едут на поклонение этим святыням.

Неотъемлемой частью церкви служит часовня Неопалимой купины, посвященная Благовещенью Девы Марии. Об этом свидетельствуют многочисленные иконы на эту тему. Паломники входят в часовню без обуви, выказывая уважение к святости этого места. В часовне нет иконостаса, и паломники могут под престолом видеть место, откуда росла Купина. Сам куст пересажен за пределы часовни.

На территории обители много других часовен, каждая из которых является уникальным архитектурным шедевром.

Рядом с храмом Преображения находится колодец пророка Моисея, который до сих пор снабжает монастырь водой.

Стоит упомянуть и монастырскую трапезную, украшенную фресками с изображением цветов и ангелов.

За монастырскими стенами- роскошный сад, в котором растут вишни, груши, яблони, гранаты, миндаль, шелковица и виноград. Кроме того в саду выращивают маслины для производства оливкового масла, а также овощи для собственного потребления. Сад соединен с территорией обители древним подземным ходом.

Недалеко от сада рас положено монастырское кладбище с часовней святого Трифона. Вокруг часовни семь могил, используемые многоразово. Через определенное время останки из могил изымают и помещают в оссуарий. Там же в стеклянном киоте находятся мощи святого Стефана, облаченные в монашеские одежды.

При монастыре работает музей древностей, часть из которых хранятся в специальных саркофагах. В галерее икон выставлено 150-200 уникальных икон из 2000, хранящихся в запасниках монастыря. Самые древние из этих икон написаны еще в VI веке. Чудотворным считается образ Богородицы, написанный в XIII веке.

В библиотеке монастыря собраны около 5000 древних книг. По числу и ценности рукописей эта библиотека уступает только Ватикану. Кроме книг в коллекции есть около 4000 манускриптов и около 2000 свитков на греческом, арабском, коптском, сирийском и славянских языках. Из самих ценных – Синайский и Сирийский кодексы, греческое Евангелие 717 года, Синайский псалтырь XI века.

Заключение.

Монастырь открыт для посещения туристами каждый день с 9 до 12 часов. При посещении монастыря одежда должна быть скромной.

При монастыре есть гостиница, рассчитанная на паломников и туристов. На территории обители есть церковные магазинчики с эксклюзивными предметами. Недалеко от монастыря раскинулся небольшой городок Сент-Кэтрин, в котором расположены многочисленные гостиницы, рестораны и торговый центр для обслуживания туристов.

Попасть в монастырь можно как самостоятельно на автобусе или такси, так и с экскурсией, которую предлагают в любом египетском отеле. В любом случае впечатления от посещения этой достопримечательности не оставят никого равнодушным.